Key PartnersKey Partners
+7 (727)
232-11-32
info@keyp.kz

Часто задаваемые вопросы и публикации

Корпоративное право. Часть 1.30.06.17Назад

Вопрос 1. Регистрация нерезидента в качестве индивидуального предпринимателя в Республике Казахстан

В соответствии с п.3 ст.1 Закона Республики Казахстан "О частном предпринимательстве" индивидуальным предпринимателем признается гражданин Республики Казахстан или оралман, осуществляющий индивидуальное предпринимательство без образования юридического лица. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не имеющие статуса оралмана, не могут зарегистрироваться и осуществлять деятельность в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.

Согласно ст. 6 Закона Республики Казахстан "О правовом положении иностранцев" временно пребывающие в Республике Казахстан иностранцы не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в качестве субъекта малого и среднего предпринимательства без образования юридического лица. Индивидуальные предприниматели могут быть только субъектами малого или среднего предпринимательства, и не могут быть в соответствии с п. 8 ст. 6 Закона "О частном предпринимательстве" субъектами крупного предпринимательства. Поэтому регистрация в качестве индивидуального предпринимателя иностранца, не имеющего вида на жительства, принадлежащего к любому государству, невозможна.

Исходя из вышеизложенного, иностранные физические лица не могут зарегистрироваться в качестве ИП на территории Казахстана, однако они могут открыть ТОО в Казахстане.


Вопрос 2. Государственное регулирование цен и тарифов субъектов предпринимательства.

Цены и тарифы на товары, работы, услуги определяются субъектами предпринимательства самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных  ст. 116 Предпринимательского Кодекса. Государство устанавливает регулирование цен и тарифов в целях обеспечения национальной безопасности, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья населения в Республике Казахстан. Государство регулирует цены и тарифы на следующие товары, работы, услуги субъектов предпринимательства:

  1. На социально значимые продовольственные товары;
  2. На товары, работы, услуги в сфере естественной монополии;
  3. На товары, работы, услуги, производимые и реализуемые субъектами государственной монополии;
  4. На товары, работы, услуги, производимые и реализуемые субъектами регулируемого рынка;
  5. На товары, работы, услуги в международных деловых операциях и сделках, связанных с международными деловыми операциями, возникающих при трансфертном ценообразовании;
  6. На розничную реализацию нефтепродуктов, на которые установлено государственное регулирование цен;
  7. Установление минимальных цен на этиловый спирт, изготовленный из пищевого и непищевого сырья, и алкогольную продукцию (кроме пива);
  8. Установление минимальных розничных цен на сигареты с фильтром;
  9. На товарных рынках, не находящихся в состоянии естественной монополии, в определенных случаях, в том числе чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия, обеспечение национальной безопасности, при условии, что возникшие проблемы невозможно решить способом, имеющим меньшие негативные последствия для состояния конкуренции;
  10. Утверждение предельных цен оптовой реализации товарного и сжиженного нефтяного газа на внутреннем рынке;
  11. Утверждение цены сырого и товарного газа, приобретаемого национальным оператором в рамках преимущественного права государства;
  12. Утверждение тарифов энергопроизводящих организаций;
  13. На субсидируемые услуги.


Вопрос 3. Что такое конкуренция в экономической деятельности?

Конкуренцией является состязательность субъектов рынка, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Конкуренция основывается на началах состязательности, добросовестности, законности, соблюдении прав потребителей, которые применяются одинаковым образом, в равной мере и на равных условиях ко всем субъектам рынка независимо от организационно-правовой формы и места регистрации таких субъектов рынка.
 

Вопрос 4. Цели государственного регулирования конкуренции в Республике Казахстан

На основании ст. 160 Предпринимательского Кодекса Республики Казахстан целями государственного регулирования конкуренции являются защита конкуренции, поддержание и создание благоприятных условий для добросовестной конкуренции на товарных рынках Республики Казахстан и эффективного функционирования товарных рынков, обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров и свободы экономической деятельности в Республике Казахстан, регулирование и ограничение монополистической деятельности в соответствии с настоящим Кодексом, пресечение антиконкурентных действий государственных органов, местных исполнительных органов и недобросовестной конкуренции.


Вопрос 5. Фонд и порядок его создания.

На основании ст.12 Закона Республики Казахстан «О некоммерческих организациях» фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно-полезные цели. При создании фонда решением учредителей (учредителя) формируется постоянно действующий коллегиальный орган управления - попечительский совет, который назначает исполнительный орган фонда, осуществляет контроль за соответствием деятельности фонда его уставным целям, а также иные полномочия, закрепленные уставом фонда.

Большинство членов попечительского совета фонда не могут составлять лица, связанные браком и близким родством, а также быть штатными работниками этого фонда.

Исполнительный орган фонда действует на основании и во исполнение решений высшего органа управления и постоянно действующего коллегиального органа управления фонда (попечительского совета) и подотчетен им.

Руководитель и члены исполнительного органа управления фонда обязаны солидарно возместить фонду убытки, причиненные вследствие принятия ими решений в нарушение учредительных документов фонда, настоящего Закона и других законодательных актов Республики Казахстан. От обязанности возместить убытки освобождаются лица, голосовавшие против, воздержавшиеся или не участвовавшие в заседании при принятии такого решения.

Фонд должен иметь руководителя и бухгалтера, которые не связаны браком, близким родством или свойством. Одно и то же лицо не может находиться на обеих должностях. Руководитель на основании учредительных документов, решений органа управления фонда вправе совершать сделки от имени фонда. В уставе фонда могут быть установлены сферы деятельности других уполномоченных лиц, которые могут действовать самостоятельно и совершать сделки. Руководитель фонда имеет право представлять фонд в суде, государственных органах, а также в организациях без доверенности.

Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда.

Учредители фонда не имеют имущественных прав на имущество фонда и за невыполнение обязательств могут быть исключены из фонда общим собранием учредителей в порядке, установленном уставом.

Фонд обязан в установленный уставом срок осуществлять проверки финансовой деятельности. Проверки осуществляются ревизором или аудиторской организацией. Порядок избрания ревизора определяется уставом, аудиторские организации привлекаются в порядке, установленном законодательством.

Фонд обязан ежегодно размещать отчеты об использовании своего имущества на интернет-ресурсах и (или) публиковать их в периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории Республики Казахстан.


Вопрос 6. Виды фондов.

В зависимости от состава учредителей, а также от сферы деятельности могут быть созданы частный, корпоративный, общественный, государственный фонды.

В зависимости от целей деятельности могут быть созданы социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные фонды.

Частным фондом признается фонд, учрежденный одним физическим лицом или физическими лицами - членами одной семьи за счет его (их) собственных средств. Частный фонд может быть создан также по нотариально заверенному завещанию физического лица.

Имущество частного фонда формируется за счет единовременных и (или) регулярных поступлений от физического лица (учредителя) или физических лиц - членов одной семьи (учредителей), имущества, поступившего по завещанию, а также других источников, предусмотренных в статье 35 Закона РК «О некоммерческих организациях» и соответствующих целям деятельности частного фонда.

Права учредителя (учредителей) частного фонда могут быть включены в состав наследства в случае, если это предусмотрено учредительными документами.

Корпоративным фондом признается фонд, учрежденный одним юридическим лицом или несколькими юридическими лицами - коммерческими и (или) некоммерческими организациями за счет средств этих организаций.

Имущество корпоративного фонда формируется за счет единовременных и (или) регулярных поступлений от одного или нескольких юридических лиц - коммерческих и (или) некоммерческих организаций (учредителей), а также других источников, предусмотренных в статье 35 Закона РК «О некоммерческих организациях» и соответствующих целям деятельности корпоративного фонда.

Общественным фондом признается фонд, учрежденный физическими лицами, не являющимися членами одной семьи, и (или) юридическими лицами - общественными объединениями.

Имущество общественного фонда формируется за счет единовременных и (или) регулярных поступлений от юридических лиц - общественных объединений и физических лиц, а также других источников, предусмотренных в статье 35 Закона РК «О некоммерческих организациях» и соответствующих целям деятельности общественного фонда.

Имущество общественного фонда не может формироваться за счет поступлений от членов одной семьи - единственных участников указанного фонда.

Государственным фондом признается фонд, созданный решением государственных органов, которым в установленном порядке передано право владения, пользования, распоряжения государственной собственностью, осуществляющих цели и задачи фонда за счет средств государственного бюджета.

Имущество государственного фонда формируется за счет средств государственного бюджета Республики Казахстан в установленном законодательством порядке, а также других источников, предусмотренных в статье 35 Закона РК «О некоммерческих организациях» и соответствующих целям деятельности государственного фонда.

Отношения, возникающие в связи с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией фондов, образованных за счет обязательных платежей, установленных законодательством Республики Казахстан, не являются предметом регулирования Закона РК «О некоммерческих организациях».


Вопрос 7. Содержание фирменного наименования юридического лица.

Действующее законодательство запрещает использование названий, противоречащих требованиям законодательства или нормам общественной морали.

Не допускается также использование собственных имен лиц, если они не совпадают с именем участников либо если участники не получили разрешения этих лиц (их наследников) на использование собственного имени.

Если в названии юридического лица используется имя, например, ТОО «Малик и К» или ТОО «Петров и К», носитель которого не является участником (учредителем), то в данном случае его использование будет правомерным с точки зрения ст. 15 ГК РК, которая гласит: Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, которое включает фамилию и имя, а также по желанию - отчество.

Кроме того запрещается использование в фирменных наименованиях, знаках обслуживания, товарных знаках юридических лиц, не являющихся государственными органами, указаний на официальные названия государственных органов, установленные законодательными актами, актами Президента и Правительств Республики Казахстан.

В названиях юридических лиц созданных, например, в форме товарищества с ограниченной ответственностью допускается использовать слово «Казахстан» и связанные с ним производные слова (например, "Казахстанский", "Казахстанская").

Законодательными актами допускается возможность использования сокращенной формы фирменного наименования и его эквивалентов на иностранных языках, кроме того в наименование юридического лица создаваемого с иностранным участием, может быть включено указание на государственную принадлежность его учредителей. При этом наименования совместных, иностранных организаций должны быть выполнены с транслитерацией на государственном и русском языках.

Наименование не должно полностью совпадать с фирменным наименованием другого юридического лица, или быть сходным с ним до степени смешения. Данное положение сформулировано в статье 1020 ГК РК, согласно которой не может быть использовано фирменное наименование, похожее на фирменное наименование уже зарегистрированного юридического лица настолько, что это может привести к отождествлению соответствующих юридических лиц, а также введению в заблуждение относительно выпускаемых ими товаров или оказываемых услуг. Поэтому учредители, создающие юридическое лицо, должны придумать для него такое название, которое бы неизменно содержало признаки оригинальности и неповторимости, кроме этого в названии может быть отражена специфика бизнеса, с которым будет связана деятельность юридического лица.

Наименование может включать в себя дополнительную информацию, предусмотренную законодательством. К примеру, согласно статье 3 Закона Республики Казахстан "О кредитных товариществах" наименование данной организации обязательно должно содержать слова "кредитное товарищество".

И наоборот, в силу требований законодательства  некоторые слова в наименовании могут использовать только юридические лица,  отвечающие специальным требованиям. Например, в соответствии со статьей 13 Закона Республики Казахстан "О зерне" юридические лица, не отвечающие признакам хлебоприемного предприятия, не вправе использовать в своем наименовании, документах, объявлениях и рекламе слова "хлебоприемное предприятие", "зернохранилище", "хлебоприемный пункт", "элеватор" или производные от них слова, предполагающие осуществление данной деятельности.  Согласно статье 6 Закона Республики Казахстан "О банках и банковской деятельности" ни одно юридическое лицо, не имеющее лицензии Национального банка, не вправе использовать в своем наименовании, документах, объявлениях и рекламе слово "банк".
 

Вопрос 8. Какими учредительными документами регулируются некоммерческие организации?

Учредительными документами некоммерческих организаций являются:

  1. Для учреждения - положение (устав), утвержденное собственником (собственниками), и решение собственника (собственников) о создании;
  2. Для фонда, потребительского кооператива, некоммерческого акционерного общества, объединения юридических лиц в форме ассоциации (союза), иных организационно-правовых форм - устав, утвержденный учредителями, и учредительный договор;
  3. Для общественного объединения, религиозного объединения - устав.

В случае противоречий между учредительным договором и уставом одной некоммерческой организации должны применяться условия:

  1. Учредительного договора, если они относятся к внутренним отношениям учредителей;
  2. Устава, если их применение может иметь значение для отношений юридического лица с третьими лицами.
     

Вопрос 9. Органы управления некоммерческой организации

Органами управления некоммерческой организации, за исключением государственных учреждений, в соответствии с их учредительными документами являются:

  1. Высший орган управления (общее собрание, съезд, конференция, учредитель) вправе принимать решения по любым вопросам деятельности некоммерческой организации;
  2. Исполнительный орган управления (коллегиальный или единоличный) осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации, за исключением вопросов, отнесенных учредительными документами некоммерческой организации к исключительной компетенции высшего органа управления, подотчетен этому органу;
  3. Контрольный орган (ревизионная комиссия, ревизор), избираемый или назначаемый органами управления некоммерческой организации;
  4. Другие органы в соответствии с законами и учредительными документами некоммерческой организации.


Вопрос 10. Какие вопросы относятся к  исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации?

  1. Принятия, внесения изменений и дополнений в учредительные документы некоммерческой организации;
  2. Добровольной реорганизации и ликвидации некоммерческой организации;
  3. Определения компетенции, организационной структуры, порядка формирования и прекращения полномочий органов управления некоммерческой организации;
  4. Определения порядка и периодичности представления финансовой отчетности исполнительных органов, а также порядка проведения проверки контрольным органом и утверждения их результатов;
  5. Принятия в пределах, установленных законодательными актами, решения об участии некоммерческой организации в создании или деятельности других юридических лиц, своих филиалов и представительств.

Вопрос 11. Может ли некоммерческая организация временно приостановить свою деятельность?

Деятельность некоммерческой организации может быть приостановлена на срок от трех до шести месяцев по решению суда на основании представлений органов прокуратуры в случаях нарушения Конституции и законодательства Республики Казахстан или неоднократного совершения некоммерческой организацией действий, выходящих за пределы предмета и целей деятельности, определенных ее уставом.

Вопрос 12. Какие могут быть источники формирования некоммерческих организаций?

Источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах в соответствии с законодательными актами являются:

  1. Поступления от учредителей (участников, членов);
  2. Добровольные имущественные взносы и пожертвования;
  3. Поступления (доход) от реализации товаров, работ, услуг в установленных законодательством случаях;
  4. Дивиденды (доходы, вознаграждение (интерес), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам (депозитам);
  5. Другие не запрещенные законом поступления.

Законодательными актами могут устанавливаться ограничения на источники доходов некоммерческих организаций отдельных видов.

Порядок поступлений финансовых и иных средств от учредителей (участников, членов) определяется учредительными документами некоммерческой организации.

Вклады учредителей в формирование имущества некоммерческой организации в натуральной и иных формах, кроме денежной, оцениваются в денежной форме по соглашению всех учредителей. Если стоимость такого вклада превышает сумму, эквивалентную двадцати тысячам размеров месячных расчетных показателей, ее оценка должна быть подтверждена аудиторской организацией.
 

Вопрос 13. В каких формах могут создаваться некоммерческие организации?

В соответствии со статьей 6 Закона РК «О некоммерческих организациях», некоммерческие организации могут быть созданы в форме учреждения, общественного объединения, акционерного общества, потребительского кооператива, фонда, религиозного объединения, объединения юридических лиц в форме ассоциации (союза) и в иной форме, предусмотренной законодательными актами.
 

Вопрос 14. Каков порядок ликвидации некоммерческих организаций?

В соответствии со статьей 27 Закона РК «О некоммерческих организациях», ликвидационная комиссия публикует информацию о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления претензий его кредиторами в официальных печатных изданиях центрального органа юстиции. Срок заявления претензий не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации некоммерческой организации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению задолженности, снятию с учета филиалов и представительств, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации некоммерческой организации.

После истечения срока для предъявления претензий кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне заявленных кредиторами претензий, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается собственником имущества некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ликвидации некоммерческой организации.

Если у ликвидируемой некоммерческой организации (кроме государственных учреждений) недостаточно денег для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества некоммерческой организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплата денег кредиторам ликвидируемой некоммерческой организации производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 51 Гражданского кодекса Республики Казахстан, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается собственником имущества некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ликвидации некоммерческой организации.

При недостаточности у ликвидируемого учреждения денег для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения.


Вопрос 15. Какие лица признаются Аффилированными ТОО?


В соответствии со статьей 12-1 Закона РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», аффилированным лицом товарищества с ограниченной ответственностью (далее в настоящей статье - товарищество) признаются физические или юридические лица (за исключением государственных органов, осуществляющих контрольные и надзорные функции в рамках предоставленных им полномочий), имеющие возможность прямо и (или) косвенно определять решения и (или) оказывать влияние на принимаемые друг другом (одним из лиц) решения, в том числе в силу заключенной сделки.

Аффилированным лицом товарищества являются:

  1. Учредители, участники;
  2. Близкие родственники, супруг (супруга), близкие родственники супруга (супруги) физических лиц, указанных в подпунктах 1), 3) и 9) настоящего пункта;
  3. Должностные лица товарищества или юридических лиц, указанных в подпунктах 1), 4), 5), 6), 7), 8), 9), 10) и 11) настоящего пункта;
  4. Юридическое лицо, которое контролируется лицом, указанным в подпункте 1) настоящего пункта, либо должностным лицом товарищества;
  5. Юридическое лицо, по отношению к которому лицо, указанное в подпункте 1) настоящего пункта либо являющееся должностным лицом товарищества, является крупным акционером либо имеет право на соответствующую долю в имуществе;
  6. Юридическое лицо, по отношению к которому товарищество является крупным акционером или имеет право на соответствующую долю в имуществе;
  7. Юридическое лицо, по отношению к которому юридическое лицо, указанное в подпункте 6) настоящего пункта, является крупным акционером или имеет право на соответствующую долю в имуществе;
  8. Юридическое лицо, которое совместно с товариществом находится под контролем третьего лица;
  9. Лицо, связанное с товариществом договором, в соответствии с которым оно вправе определять решения, принимаемые товариществом;
  10. Лицо, которое самостоятельно или совместно со своими аффилиированными лицами владеет, пользуется, распоряжается десятью или более процентами голосующих акций (долей участия в уставном капитале) юридических лиц, указанных в подпунктах 1), 4), 5), 6), 7), 8), 9) и 11) настоящего пункта;
  11. Иное лицо, являющееся аффилиированным лицом товарищества в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.