Key PartnersKey Partners
+7 (727)
232-11-32
info@keyp.kz

Часто задаваемые вопросы и публикации

Будни юриста: вправе ли ТОО предоставлять вагоны под погрузку своим клиентам, но при этом собственником вагонов является юридическое лицо - резидент РФ?10.09.2018Назад

В нашу компанию обратилось ТОО со следующим вопросом: Вправе ли ТОО предоставлять вагоны под погрузку своим клиентам, но при этом собственником вагонов является юридическое лицо - резидент РФ. Собственник вагонов будет предоставлять вагоны ТОО по договору оказания возмездных услуг (так как меньше налоговой волокиты)?

Изучив вопрос, наша компания пришла к следующему выводу:

Во-первых, услуги по предоставлению вагонов в пользование (услуги операторов вагонов) имеют право оказывать собственники вагонов, доверительные управляющие или арендаторы, наделенные правом оперирования.

Во-вторых, такие услуги в целях налогообложения рассматриваются как отдельный вид услуг, не связанный с услугами экспедиции или аренды. Услуги, по предоставлению в пользование приватных вагонов или контейнеров, классифицируют как услуги операторов вагонов, согласно Закону РК от 08.12.2001 г. № 266-II «О железнодорожном транспорте» и приказа Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 19 октября 2012 года № 709 «Об утверждении Правил предоставления услуг оператора вагонов (контейнеров)», с учетом ст. 395 НК РК, т.е.: услугами оператора вагонов (контейнеров) являются следующие услуги, оказываемые им в комплексе в целях организации перевозки грузов и предоставляемые оператором вагонов (контейнеров), указанным в перевозочном документе в качестве участника перевозочного процесса:

- формирование плана предоставления в пользование вагонов (контейнеров) и его согласование между участниками перевозочного процесса;

- предоставление в пользование вагонов (контейнеров);

- диспетчеризация путем централизованного оперативного контроля и дистанционного управления фактическим движением груженных и порожних вагонов (контейнеров).

В-третьих, документом, подтверждающим непосредственное участие оператора вагонов в предоставлении услуг в международной перевозке, является накладная (Соглашение о Международном железнодорожном грузовом сообщении далее СМГС, в графе 11 которой указывается наименование владельцев (арендаторов, доверительных управляющих) вагонов и операторов вагонов). ТОО выступает в качестве посредника-комиссионера по поиску и предоставлению в пользование вагонов, при этом не будет осуществлять эффективный контроль за использованием вагонов т.е. не является «оператором вагонов». Соответственно в накладной СМГС наименование ТОО не будет указываться ни в каком статусе т.к.:

- ТОО не осуществляет эффективный контроль за распределением и управлением вагонов т.е. не выполняет услуги, перечисленные в п.6 приказа Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 19 октября 2012 года № 709 «Об утверждении Правил предоставления услуг оператора вагонов (контейнеров)» и в ст. 395 НК РК;

- компания не указана в накладной СМГС в качестве собственника и (или) оператора вагонов;

- все риски и выгоды от использования вагонов возлагаются либо на третье лицо, либо остаются за собственником.

В-четвертых, доходом ТОО будет величина вознаграждения, облагаемая по ставке 12% и получаемая за организацию услуг по предоставлению(обеспечению) вагонов клиенту, а суммы, полученные в адрес собственника (оператора) от клиента, который непосредственно их использует (грузоотправитель), будут отражаться как транзитные денежные потоки. Поэтому, выписка счета-фактуры (СФ) Клиенту в данном случае должна производиться аналогично нормам ст. 416 НК РК.

Таким образом, если услуги ТОО не отвечают критериям, установленным приказом       МТ и К РК от 19.10.2012г. № 709 и ст. 395 НК РК (т.е. ТОО не осуществляет эффективный контроль за использованием вагонов и не указана в накладной СМГС в качестве собственника или арендатора, с правами оперирования), то это означает, что она не является «оператором вагонов», а осуществляет посредническую деятельность по поиску и предоставлению своему клиенту вагонов под перевозку грузов, услуги которой можно классифицировать в качестве услуг по организации предоставления в пользование вагонов клиенту.